Коллектив МБОУ «Черлакская СОШ №2» работает над формированием цифровой образовательной среды, является участником проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) национального проекта «Образование»
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
«Цифровая образовательная среда» (ЦОС)- федеральный проект, входящий в национальный проект "Образование".
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
При реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС учитываются следующие принципы:
- обеспечение технологической связанности оборудования и средств обучения и воспитания с федеральными, региональными (муниципальными) информационными ресурсами и сервисами, в том числе федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды;
- обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей;
- обеспечение педагогических работников и других сотрудников образовательной организации современными и актуальными цифровыми возможностями, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.
- Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
- Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
- Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
- Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
- Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:
- – эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
- – информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
- – размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- – проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
- – планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- – обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- – планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
- Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- – техническое обеспечение;
- – программные инструменты;
- – обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- – отображение образовательного процесса в информационной среде;
- – компоненты на бумажных носителях;
- – компоненты на CD и DVD.
- ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:
- – информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- – планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- – мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- – современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- – дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
- – дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- В процессе формирования цифровой образовательной среды нашей школы можно выделить несколько этапов:
- – Организационный этап:
- – Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
- – Планирование пополнения материально-технической базы.
- – Планирование обучения коллектива школы.
- – Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
- – Разработка локальных актов.
- – Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
- На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
№ |
Основные компоненты |
Наличие |
Удовлетворяющие требованиям ФГОС |
1 |
Официальный сайт школы |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. |
2 |
Электронная почта |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса |
3 |
Электронный журнал |
Есть |
Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. |
4 |
Система электронного документооборота |
Есть |
Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. |
5 |
Система дистанционного обучения для учащихся |
Есть |
Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
6 |
Корпоративный портал |
В стадии разработки |
Обеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов ОУ. |
7 |
Система поддержки пользователей компьютерной техники |
Есть |
Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
На сегодняшний день проект «Цифровая образовательная среда» позволила МБОУ «Черлакская СОШ №2» стать единым пространством для взаимосвязи участников образовательных отношений.
Оснащение по программе получили 3 кабинета, а также административный персонал школы:
- интерактивные панели (доски) – 3 шт;
- ноутбуки – 19 шт;
- многофункциональное устройство (МФУ (принтер-сканер-копир)) – 1 шт;
Современное оборудование дало возможность обучающимся работать в сети Интернет на уроках.
С использованием оборудования, предоставленного в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», ежедневно проводятся уроки по информатике и ИКТ, физики, истории, обществознанию, экономике и праву. Кроме того, оборудование используется на занятиях внеурочной деятельности 5-11 классов.
Таким образом, проект «Цифровая образовательная среда» дает возможность обучающимся наглядно воспринимать окружающий мир, что способствует развитию познавательного интереса, формирует ИКТ-компетенции.