Коллектив МБОУ «Черлакская СОШ №2» работает над формированием цифровой образовательной среды, является участником проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) национального проекта «Образование»
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
«Цифровая образовательная среда» (ЦОС)- федеральный проект, входящий в национальный проект "Образование".
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
При реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС учитываются следующие принципы:
обеспечение технологической связанности оборудования и средств обучения и воспитания с федеральными, региональными (муниципальными) информационными ресурсами и сервисами, в том числе федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды;
обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей;
обеспечение педагогических работников и других сотрудников образовательной организации современными и актуальными цифровыми возможностями, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:
– эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
– информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
– размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
– проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
– планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
– обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
– планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
– техническое обеспечение;
– программные инструменты;
– обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
– отображение образовательного процесса в информационной среде;
– компоненты на бумажных носителях;
– компоненты на CD и DVD.
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:
– информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
– планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
– мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
– современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
– дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
– дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В процессе формирования цифровой образовательной среды нашей школы можно выделить несколько этапов:
– Организационный этап:
– Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
– Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
№
Основные компоненты
Наличие
Удовлетворяющие требованиям ФГОС
1
Официальный сайт школы
Есть
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.
2
Электронная почта
Есть
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса
3
Электронный журнал
Есть
Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.
4
Система электронного документооборота
Есть
Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
5
Система дистанционного обучения для учащихся
Есть
Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования.
6
Корпоративный портал
В стадии разработки
Обеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов ОУ.
7
Система поддержки пользователей компьютерной техники
Есть
Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.
На сегодняшний день проект «Цифровая образовательная среда» позволила МБОУ «Черлакская СОШ №2» стать единым пространством для взаимосвязи участников образовательных отношений.
Оснащение по программе получили 3 кабинета, а также административный персонал школы:
интерактивные панели (доски) – 3 шт;
ноутбуки – 19 шт;
многофункциональное устройство (МФУ (принтер-сканер-копир)) – 1 шт;
Современное оборудование дало возможность обучающимся работать в сети Интернет на уроках.
С использованием оборудования, предоставленного в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», ежедневно проводятся уроки по информатике и ИКТ, физики, истории, обществознанию, экономике и праву. Кроме того, оборудование используется на занятиях внеурочной деятельности 5-11 классов.
Таким образом, проект «Цифровая образовательная среда» дает возможность обучающимся наглядно воспринимать окружающий мир, что способствует развитию познавательного интереса, формирует ИКТ-компетенции.
Наш Черлак!
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?