Суббота, 24.08.2019, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Поздравляем!!
Школьная газета
ДОО "Алые паруса"
Я выбираю жизнь
Учительский портал
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 192
Вы ученики какого класса?
Всего ответов: 247
Статистика

Работа с детьми с ОВЗ

Условия для обучения детей с ОВЗ

Порядок приема детей в школу и комплектование классов не предполагает выделение специальных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды обучаются совместно с детьми, не имеющими отклонений в физическом развитии.

Для детей с ОВЗ предусмотрена Программа обучения на дому. Основанием для организации обучения на дому являются:

— заключение лечебно-профилактического учреждения;

-справка с ПМПК;

— письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора школы об организации обучения их ребенка на дому.

На основании данных документов директор издает приказ об индивидуальном обучении ребенка на дому.

Общеобразовательное учреждение направляет в комитет образования пакет документов:

  • Оригинал заключения медицинского учреждения с рекомендацией обучения на дому.
  • Оригинал заключения ПМПК с рекомендацией учебной нагрузки.
  • Учебный план индивидуального обучения на дому с пояснительной запиской к учебному плану.
  • Расписание занятий с указанием учителей, обучающих ребенка на дому, и их нагрузкой.
  • Учебно-методический комплекс, по которому осуществляется индивидуальное обучение учащихся на дому

Школа:

  • бесплатно предоставляет детям, обучающимся индивидуально на дому, на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • обеспечивает детей, обучающихся индивидуально на дому, специалистами из числа педагогических работников;
  • оказывает детям методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения реализуемых общеобразовательных программ;
  • устанавливает разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательным учреждением; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида;
  • устанавливает гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности в пределах выделенных часов учебного плана;
  • осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей, обучающихся индивидуально на дому;
  • выдает детям, обучающимся индивидуально на дому и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

Распределение часов Учебного плана производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей детей, обучающихся индивидуально на дому, а также пожеланий родителей (законных представителей). При необходимости изучение учебных предметов может варьироваться по четвертям, полугодиям учебного года.

Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.

Памятка для родителей

Письмо МИНОБРНАУКИ о введении ФГОС ОВЗ от 11.03.2016

 

 


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Для родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) ведущей проблемой является выбор учреждения, в котором ребёнок может получить образование, и выбор условий обучения. Перед родителями ребёнка встают вопросы: Как организовать обучение ребёнка? Какая форма обучения, адекватная возможностям ребёнка, может быть избрана? Есть ли необходимые коррекционные образовательные учреждения для таких детей? Отвечает ли уровень обучения в них современным требованиям?
Родители ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в информации о возможной организации образовательного процесса, о выборе подходящей для них программы обучения.
Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить в государственном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» (.Место нахождения и почтовый адрес учреждения: Россия, 644023, город Омск, Комсомольский городок, дом 15, тел./факс: 46-64-59)

          Целью деятельности Центра является реализация прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплению семьи, ее социального здоровья и благополучия, улучшению социально-экономических условий жизни, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Виды деятельности:

выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

оказание поддержки семьям и отдельным гражданам в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

предоставление временного проживания в социальной гостинице семьям с детьми и женщинам, оказавшимся в кризисных ситуациях и оставшимся без ночлега;

социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

социальная реабилитация детей с ограниченными физическими и умственными возможностями;

оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера потребностей семьи и детей в социально-экономической поддержке;

проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

 

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.    Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.

    Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это  катастрофа, трагизм.     Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

       В нашем обществе  ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор. 

  Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • изолированность родителей  от родительской общественности,
  • отсутствие  контакта ребенка со сверстниками;
  •  страх,  опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
  • нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми.  Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

      Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»   (В. А. Сухомлинский) .  

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

    Главная цель   в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать  ЕЕ возможности .    Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.  Именно от работы  учителя  зависит,   насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные  принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с  ОВЗ  "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.


Основные направления сотрудничества  педагогов  с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей  (родительские университеты; конференции и др.)   

2)   Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс  (дни открытых дверей;  открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)  

3)  Участие родителей    в управлении  учебно-воспитательным процессом 

(участие родителей класса   в работе родительского комитета и др. )  

 

Основными формами взаимодействия  с родителями детей с ОВЗ  является индивидуальная, групповая и коллективная  работа .

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ

     Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу  с родителями.

Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.  Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

 

  1. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями  являются консультации, БЕСЕДЫ. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями    всего класса   с  целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (   не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей   детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.     Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.    

    В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»    

  1. Переписка с родителями педагога - письменная бумажная    форма информирования родителей об успехах их детей или   ЧЕРЕЗ  электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

3. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители  в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

4. Демонстрация родителям  фото/видео фрагментов занятий в школе , праздников     с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

5. Домашнее видео, как отчет родителей  о работе с ребенком в домашних условиях.

 

Групповые и коллективные  формы

1.Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе.  Темы могут быть разнообразными.

 

2. Обмен опытом родителей по семейному  воспитанию и обучению детей с ОВЗ   может быть проведен в форме круглого стола с приглашением  родителей детей с ОВЗ  как школы, так и класса .

 

3.Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся   для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном   родителе и , придя домой,  сделать своего ребенка  сопричастным   к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей,  так и детей с ОВЗ. 

 4.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер.  Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.  Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

 

5.Тематические консультации

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.  

 

  1. Совместное участие родителей и детей  в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах .

    Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

    Педагогу необходимо мотивировать родителей на  участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

   Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ    детей с ограниченными   возможностями здоровья  «Мечты сбываются…» , « Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или  конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их  на сайте школы, в классных уголках.

    Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в  проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.

     На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ  также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

     

 Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

      В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.    Все люди нуждаются друг в друге;
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРО ЕГЭ

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.

Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора

Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Подробная информация о порядке организации и проведения ГВЭ

Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Таким образом, заключение ПМПК, полученное выпускником до 1 марта, необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.

Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!

Ну и погода в Черлаке - Поминутный прогноз погоды

Наш Черлак!
Поиск
Это актуально
Школьная форма

Правовое воспитание
«Сведениея о ВУЗах и СУЗах




Основные сведения о ГИА

Copyright MyCorp © 2019



Наш адрес: 646250, Омская область, р.п.Чеплак, улица Красноармейская - 52
Телефон: (8.381.53) 2-11-91 или (8.381.53) 2-11-94 E-mail: mou2sosch@mail.ru
Автор сайта: Хайытджанова Анна Викторовна