26.11.2020 в МБОУ «Черлакская СОШ №2» прошел четвертый методический семинар по теме «Рамка эффективного урока. Инструменты для самооценки», организованной в рамках проекта «Школа эффективных изменений» Семинар прошел в форме Круглого стола, на котором каждый педагог мог активно высказывать свою точку зрения и делится опытом при рассмотрении аспектов урока, которые влияют на его эффективность.
Заседание круглого стола началось с упражнение «Нас с Вами объединяет», где участники мероприятия по цепочке обращались друг к другу с этими словами и называли, что у них общего. Это упражнение позволило подготовиться к совместному обсуждению, так как всех объединяло желание развивать свою профессиональную компетенцию.
Сегодня каждый педагог понимает, что будущее в образовании за новыми технологиями, которые будут способствовать развитию творческого мышления учащихся, побуждать их к исследовательской деятельности.
Первый вопрос, который обсуждался на круглом столе «Какой урок можно считать эффективным?»
«Эффективный урок» - это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый обучающейся находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания. Эффективный урок – это такой урок, на котором полностью решены все поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
Затем рассматривались аспекты эффективного урока с другой стороны.
Пространство.
Какое расположение парт в кабинете вы используете? Или проводите ли вы необычные уроки, например, в коридоре? Как вы думаете влияет ли пространство на настроение учения?
Ответы участников.
Время.
Всегда ли на уроке эффективно используете время? Как понять, что время использовано эффективно? Приведите примеры эффективного и неэффективного использования времени.
Ответы участников
Типы взаимодействия.
Ученик-ученик
Ученик-учитель
Учитель-ученик
Учитель –весь класс
Различные виды взаимодействия.
Планируете ли вы эти формы работы при построении урока?
Продумываете ли вопросы, которые будут способствовать решение проблем урока? Какие приемы работы с вопросами вы знаете, поделитесь.
Ответы участников.
Обратная связь.
Какие приемы и техники получения обратной связи вы используете на уроках и с какой целью?
Ответы участников
Внимание к различиям
- к коммуникативным навыкам
- всем ученикам разрешается участвовать во всех видах работ
- учитель подхватывает инициативу у учеников
- учитывает культурные различия
- внимателен к социальной дифференциации
Ответы участников
Работа открытого микрофона
- Считаете ли вы необходимым учитывать эти аспекты в работе учителя?
- Необходима ли поддержка педагогов для внедрения этих аспектов в практику?
- Может ли правильно выстроенный урок с учетом названных аспектов быть не эффективным?
- На что ещё, с вашей точки зрения, нужно обратить внимание при организации урока?
- Будите ли использовать это на практике?
По окончании обсуждения всех вопросов педагоги дали обратную связь в виде высказываний, вопросов и пожеланий. В целом круглый стол прошел оживленно, было рассмотрено много приемов и способов организации урока.