10 декабря 2020 года в рамках Единого методического дня «Школа позитивных изменений» в МБОУ «Черлакская СОШ №2» прошли заседания Ассоциаций педагогов школы по темам «Оценочные техники формирующего оценивания» и «Приемы поддержания дисциплины на уроке»
Цель: Повышение профессионального уровня в области критериального оценивания предметных и метапредметных результатов и поддержания дисциплины на уроке.
Задачи:
Изучить мотивы нарушения дисциплины на уроках и приемы поддержания дисциплины на уроке.
Ассоциации учителей начальных классов, естественно-научного и социально-гуманитарного цикла изучали тему «Оценочные техники формирующего оценивания».
Цель: Повышение профессионального уровня в области критериального оценивания предметных и метапредметных результатов.
Задачи: Овладеть основными теоретическими положениями в области критериального оценивания, методов и приемов формирующего оценивания;
Освоить способы разработки диагностического инструментария и использования его в образовательном процессе;
Вопросы для обсуждения:
Почему так важно помнить этапы учебной деятельности, в части которой оценка занимает определенную роль?
Какие признаки оценивающего оценивания существуют?
Как производить и контролировать самооценку?
Какую структуру имеет планируемый результат?
Руководители Ассоциаций обозначили проблему тем, что довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимся, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:
Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.
Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их (причин) и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.
Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.
Таким образом, описанный способ оценивать результаты труда учеников плох для всех участников образовательного процесса.
Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание.
Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.
Акцентируя динамический аспект обучения, правильно применённое критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Это происходит благодаря тому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая ему возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится в данный момент.
Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Особенно перспективно для развития учащихся использовать данную методику при оценивании работ, которые выполняются на протяжении продолжительного периода, при условии, что учащиеся в процессе деятельности имеют возможность проконсультироваться с педагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому результату и что можно сделать для её улучшения.
Именно внятное самооценивание на критериальной основе даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет?
В то же время эта техника позволяет учителю отследить даже самое незначительное продвижение учащегося, чего традиционная система оценивания не может, поскольку склонна к обобщениям и не учитывает того, что с её точки зрения выглядит как незначительный прогресс. Хотя за этим, в сущности, может скрываться самое главное — старание и стремление ребёнка продвинуться вперёд.
Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:
-делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;
-позволяет ученику точно оценить границы своего знания;
-обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.
Продуктом работы будет буклет, где будет размещена ключевая информация изучаемой темы.
Ассоциации Учителей эстетического цикла и учителей, работающих с детьми ОВЗ рассматривали тему «Приемы поддержания дисциплины на уроке»
Цель: Повышение профессионального уровня в области поддержания дисциплины на уроке.
Задачи:
Изучить мотивы нарушения и приемы поддержания дисциплины на уроке.
Вопросы для обсуждения?
Каковы причины плохой дисциплины на уроке?
Какие действия нужно предпринять, для устранения причины плохого поведения детей?
Что должен делать учитель, чтобы дети соблюдали требования учителя?
Вопрос поддержания дисциплины на уроке относится к числу наиболее актуальных и, пожалуй, болезненных. В последнее время наблюдается тенденция со стороны школьных администраций относить поддержание дисциплины целиком к «компетенции» учителя. Возможно, такое отношение имело бы логичную основу, если бы учитель обладал каким-то статусом, правами и возможностями распоряжаться. Но сегодня реальных прав у учителя меньше, чем у ученика. Поэтому, безоговорочное требование к учителю в любом случае нести ответственность за дисциплину вряд ли является правомерным.
Продукт работы Ассоциаций разработанные рекомендации учителям по поддержанию дисциплины на уроке.