28 января 2021 года в рамках единого методического дня Татьяной Алексеевной Мухортовой и Надеждой Владимировной Бардаенко был проведен Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации к учебной деятельности».
Цель мастер-класса рассмотреть эффективные приемы мотивации и использовать их в работе и при подготовке к урокам.
В работе приняли все педагогические работники.
Мастер-класс начался со слов поэта Сефа, который в шутливой форме писал:
“Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает”.
И ведущие мастер-класса сразу начали с мотивационных упражнений вводить педагогов в поле деятельности. И первое упражнение было «Поздороваемся ладошками!».
Затем с помощью приема «Зашумленная тема», педагоги разгадывали какова тема мастер-класса по фразе:
Эффективныежприемыдавмотивациигокйучебнойндеятельности (на слайде)
Было небольшое теоретическое вступление, где обозначилась актуальность мотивации на уроках и толковое значение слов – мотивация, учебная мотивация. Были обозначены три проблемных вопроса, которые учитель задаёт себе:
- Как сформировать интерес у ребенка?
- Как пробудить желание учиться?
- Как сберечь интерес + желание?
Выяснили, что положительная мотивация проявляется через: интерес ученика к изучаемому предмету, желание хорошо знать предмет, стремление получать одобрение одноклассников, выполнение обещания перед родителями.
Отрицательная мотивация может возникнуть: из-за желания быть лучше (завышенная самооценка, самолюбие). Страха перед родителями или учителем. Боязни получить плохую отметку.
В качестве внешнего мотиватора (по Е. П. Ильину) для повышения эффективности работы нашего семинара, было выполнено упражнение «Самый мотивированный ученик», которое позволило понять, что на неуспешных в учёбе учениках мы в какой-то мере ставим крест. В данном случае мы имеем дело с «эффектом ореола» - включения положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации). В представлении же о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, мы включаем отрицательные черты, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.
Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передаётся нами в словах, интонациях, жестах. Человек воспринимает эти сигналы и, может быть даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы от него ожидаем. Это психологический закон, который был подтверждён экспериментально. Он получил название «самоисполняющееся пророчество». Можно (и нужно) использовать этот закон сознательно. И чтобы попробывать использовать его на практике педагоги выполнили упражнение «Самоисполняющееся пророчество»
И кульминацией мастер-класса стала работа в группах, где применялся прием мотивации «Цветные шляпы».
Педагоги в соответствием с цветом шляпы искали плюсы и минусы мотивирующих приемов. Все педагоги вдохновились полученными знаниями и выразили свое удовлетворение проведенным единым методическим днем.