Единый методический день
18 февраля в рамках Единого методического дня «Школа позитивных изменений» в МБОУ «Черлакская СОШ №2» прошло заседание по теме «Учет индивидуальных особенностей ученика при конструировании урока».
Школа является образовательным учреждением, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью является образовательная деятельность.. Одной из особенностей учебного процесса является то, что учащийся функционирует в нем как целостная личность, а не как ученик. Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. Задача учителя - дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке, помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности.
Некоторые дети испытывают трудности в усвоении программного материала. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от отсутствия у школьника желания учиться, а от того, что он в недостаточной степени учитывает индивидуально-психологические особенности данных детей.
Ключевыми вопросами образования являются:- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;- как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой - обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как одно из направлений современного процесса обучения. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. Идея индивидуализации открывает широкое поле деятельности, как для учителя, так и для учащихся: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретные задачи обучения; повышается мотивация учения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление, учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся, учиться видеть в “бесспорных достижениях” и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, а также в явных недостатках замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения.
Для организации индивидуализации учебной работы, предлагается 6 моделей деятельности учителя.
1 модель- Учет учебных возможностей обучающихся.
Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания, служащие реальной основой для успешной деятельности на занятиях. Они владеют навыками самостоятельной работы, свободно анализируют материал, выделяют существенное, обладают способностью к абстракции, достигают хороших результатов благодаря самоотверженной работе по достижению поставленных целей. Они тщательно все анализируют, совершенствуя разнообразные умственные операции. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности.
Во вторую группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости и учебной работоспособности. Они не всегда имеют нужный багаж знаний, который бы служил верной опорой для усвоения новых знаний. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают умения и навыки.
Третья группа – ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются от второй группы тем, что имеют низкий уровень обучаемости или учебной работоспособности. Ученики с низкой обучаемостью слабо воспринимают материал, не владея должным образом умственными операциями анализа, синтеза, обобщения и выделения существенного. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, нуждаются в специальном подходе со стороны учителя.
Поэтому, чтобы организовать продуктивную деятельность всех учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока внутриклассную индивидуализацию обучения.
При проведении устного опроса параллельно можно дать индивидуальные задания на карточках. Карточки могут быть разных видов, например: - карточки 1 вида содержат задания повышенного уровня сложности. Их выполнение требует более продвинутых технических навыков, нестандартных приемов решения, определенной сообразительности. Во многих случаях эти задачи отличаются от тех, которые имеются в учебниках.
Эти карточки даются тем учащимся, кто уже перешел рубеж обязательного уровня и может продвигаться дальше. - использование карточек 2 вида предоставляет больше возможности для организации более тонкого индивидуального подхода к учащимся среднего уровня. Применение карточек данного вида предполагает организацию работы, при котором ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей, и проводится с целью проверки качества усвоения материала. В этом случае ученик проявляет полную самостоятельность. В крайнем случае, учитель оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. Для этой цели можно назначить консультантов, выбираемых из сильных учащихся. Такой контроль знаний позволяет увидеть, в чем учащиеся испытывают затруднения, какие пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных случаях задание заменяется более легким. Этот оперативный контроль и своевременная помощь способствуют успешному обучению школьников среднего уровня успеваемости.
- учащимся низкого уровня успеваемости можно предложить карточки 3 вида (карточки – «подсказки»). Известно, что отдельные ученики усваивают материал только после неоднократного разбора и не удерживают в памяти громоздких определений и алгоритмов. Также зачастую слабые ученики не знают с чего начать решать задачу и по этой причине не решают ее вовсе.
Индивидуальный подход в письменных работах.
Определив уровень достижения каждого ученика, ориентируясь на усвоение им знаний и умений, для удобства работы на уроке можно посадить на 1 вариант учащихся посильнее, на 2 вариант - слабее. При проведении письменных работ индивидуальный подход осуществляется разными способами, но чаще применяется индивидуализация заданий. Работы по формированию знаний, предназначенных для первичного их закрепления, можно провести по двум вариантам. 2 вариант получает более легкие задания, для успешного выполнения которых они должны применить знания на уровне минимальных программных требований. Их знания еще не прочны, есть некоторые неясные моменты, неточность воспроизведения. 1 вариант получает задания как репродуктивного, так и вариативного характера, что обогащает работу и дает возможность ученику проявить свои математические способности. Проверка таких самостоятельных работ своевременно дает картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Именно такая работа позволяет получить информацию, дающую возможность мотивированно осуществить индивидуальный подход к учащимся на последующих уроках. Тестирование на данном этапе урока гораздо полезнее, так как при выполнении этого вида работы требуется не запоминание определений сразу после объяснения материала, а усвоение понятий. Необходимо искать пути создания хороших условий для проявления активности всех групп учащихся. Для этого при проведении устного опроса параллельно даю индивидуальные задания на карточках. Карточки могут быть разных видов:
• Карточки – «пятерки»
• Карточки – «контроль»
• Карточки – «подсказки».
Карточки – «пятерки» содержат задания повышенного уровня сложности. Их выполнение требует более продвинутых технических навыков, нестандартных приемов решения, определенной сообразительности. Во многих случаях эти задачи отличаются от тех, которые имеются в учебниках.
Использование карточек – «контроля» представляет мне больше возможности для организации более тонкого индивидуального подхода к учащимся среднего уровня. Применение карточек данного вида предполагает организацию работы, при котором ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей, и проводится мною с целью проверки качества усвоения материала. В этом случае ученик проявляет полную самостоятельность. В крайнем случае, я оказываю помощь тем, кто испытывает затруднения.
Такой контроль знаний позволяет мне подмечать, в чем учащиеся испытывают затруднения, какие пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных случаях задание заменяется более легким. Этот оперативный контроль и своевременная помощь способствуют успешному обучению школьников среднего уровня успеваемости.
А учащимся низкого уровня успеваемости предлагать карточки – «подсказки».
Известно, что отдельные ученики усваивают материал только после неоднократного разбора и не удерживают в памяти громоздких определений. Также зачастую слабые ученики не знают с чего начать решать задачу и по этой причине не решают ее вовсе.
Целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика. Следует учитывать в первую очередь при индивидуализации учебной работы и проблемы диагностики этих особенностей.